Почему хеджирование это не покупка «страховки»?
Многие компании воспринимают хеджирование рыночных рисков как покупку страховки, т.е. как изначально убыточное решение. Однако, рассмотрим механизм появления «страховки» с точки зрения последствия страхуемых рисков. Классическое страхование специализируется на Чистых (статических) рисках, которые почти всегда несут в себе потери для бизнеса (и от которых никто не выигрывает): несчастные случаи, аварии, преступления и т.п..
Рыночные (динамические) риски могут нести в себе как потери, так и прибыль. То есть риски одной компании одновременно являются возможностями для другой, имеющей в бизнесе противоположные позиции. Например, экспортеру необходимо продавать валютную выручку, а импортеру – наоборот, закупать валюту. Заключая взаимовыгодные договора на будущие периоды, эти компании хеджируют свои валютные риски и имеют полностью предсказуемую ситуацию в бизнесе. Основной вопрос – как быстро и безопасно заключить такой договор на максимально выгодных условиях?
|
Страховая компания
|
Банк / Брокер
|
Europe Finance
|
Что предлагает бизнес-клиентам
|
Классическое страхование:
«Полис»
|
Производные финансовые инструменты (деривативы) для разработки «Полиса»
|
Финансовый инжиниринг: разработанный из биржевых/банковских инструментов «Полис»
|
Профиль хеджируемого риска
|
Статический риск
|
Динамический риск
|
Динамический риск
|
Бизнес-процесс
|
Берет на себя чистый риск клиента, обязуясь оплатить потери при наступлении страхового случая.
|
Выступает посредником при продаже-покупке инструментов, использующихся при хеджировании рыночных рисков клиентов.
|
Разрабатывает индивидуальную стратегию хеджирования рыночных рисков с учетом задач и возможностей клиента.
|
Стоимость услуги
|
Среднерыночная страховая премия (% от стоимости страхуемого объекта)
|
Стоимость услуг заложена в котировки
|
% от полученной компанией добавленной стоимости (Management Fee или Success Fee)
|
Срок оплаты услуг
|
В начале страхового периода
|
При совершении операций покупки-продажи инструментов
|
После совершения операций, по факту получения компанией добавленной стоимости
|
Результат для клиента
|
«Индивидуальный полис»
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
«Бесплатная страховка»
|
Нет
|
Да*
|
Да
|
«Плюсовая страховка»
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
*«Бесплатные» структуры типа Zero Cost Collar, предлагаемые рядом банков, зависят от изменения курсов в будущем и могут, по факту исполнения контрактов, потребовать от компании дополнительные затраты, максимальный размер которых известен заранее. Т.е. такая «бесплатная» стратегия имеет свою стоимость.
Как работает механизм хеджирования и какова роль банков и брокеров?
Большинство западных компаний давно используют возможности биржевого и межбанковского рынков для заключения договоров хеджирования. Данные договора стандартизированы и имеют форму производных финансовых инструментов (деривативов). Данные инструменты торгуются на бирже или котируются банками. Наиболее распространенные формы договора это Forward (обязательство), Option (право) и Swap (обмен), а самые популярные (с точки зрения базового актива) это валютные, процентные и сырьевые инструменты.
В большинстве случаев банки и брокеры выступают посредниками. Их задача – дать доступ на биржу и/или по запросу клиента найти на рынке контрагента на покупку или продажу того или иного договора. Банк закладывает стоимость своих услуг в котировки инструмента и старается не брать на себя дополнительных рисков. Именно поэтому банки предлагают самые простые и выгодные самому банку договора, не вдаваясь в задачи и возможности клиента. А что хочет бизнес?
Почему для хеджирования нужна стратегия, а не инструмент?
Как правило, бизнес не хочет нести убытки при неблагоприятной рыночной ситуации, но, при этом хочет продолжать зарабатывать вместе с рынком. И такая «страховка» должна стоить компании минимально. Можно ли удовлетворить эти условия с помощью стандартного дериватива? В 99% случаев – нет.
Каждый бизнес индивидуален. При анализе и определении целей компании, можно увидеть, что наилучшие решения достигаются только при разработке индивидуальной стратегии хеджирования. Для ее создания нужно не только знать какой риск существует, но и глубоко понимать структуру внешних денежных потоков компании, а также видеть финансовые потоки и риски отрасли в целом. Поэтому эффективная стратегия может включать в себя не только простые, но и сложные (экзотические) инструменты, комбинации инструментов, и целые структуры договоров.
В результате будут выполнены требования не только по хеджированию риска. Из-за грамотной комбинации инструментов, в т.ч. деривативов на «продажу риска» бизнеса, стоимость реализации стратегии в 90% случаев будет равна нулю, а в 75% случаев – денежный поток пойдет в сторону компании. Разработкой таких стратегий занимаются либо управляющие хедж-фондами (в интересах инвесторов) либо независимые консалтинговые компании (advisors), специализирующиеся на финансовом инжиниринге для бизнеса.
Хеджирование или спекуляция?
К сожалению, такой вопрос все еще возникает у руководителей российских компаний, когда они слышат слово «деривативы». Отчасти это можно объяснить особенностями развития нашего рынка, где все операции с деривативами пока еще осуществляют инвестиционные фонды и частные инвесторы. «Инвесторы» как раз и занимаются спекуляцией - предсказанием движения курсов и осуществлением ставок на эти движения. При этом инвесторы «покупают риск» в том числе и у противоположной стороны - немногочисленных хеджирующихся компаний.
Открытые валютные позиции в бизнесе автоматически присваивают компании статус спекулянта. Рассчитывая получить случайную прибыль или надеясь не понести больших убытков от колебания курсов, компания не защищается, а берет на себя дополнительные риски не связанные с основной деятельностью. Яркий пример этого - распространенная политика «ускорения» и «задержки» платежей. Для бизнеса на Западе это закрытие доступа к внешнему финансированию: как банк может рассчитывать на возвращение кредита, если компания не умеет грамотно планировать свои денежные потоки, не умеет хеджировать риски с помощью деривативов?
|